Уральская мадонна, Космонавт №… и Золотая роза /к 80-летию фотохудожника Владимира Белковского

Уральская мадонна Владимира Белковского

Фотохудожнику  Владимиру Белковскому 16 мая исполнилось бы 80 лет. Владимир Белковский —   фотомастер, оказавший в 70-90 годы прошлого века  заметное влияние на многих фотографов Челябинска и Урала, бессменный художественный руководитель Челябинского фотоклуба  повторял: от хорошего фотографа, спустя, несколько десятилетий, останется десять-двадцать фотографий.

Главными темами фотохудожника были – дети, красота женщины и природа, люди искусства Урала и известные на всю страну, одним из первых в Челябинске Владимир Белковский стал снимать красоту обнаженного женского тела.

А главным своим снимком фотохудожник считал и прошедшее время стало тому подтверждением снимок «Мать» или «Уральская мадонна», как окрестили эту работу за рубежом. Другими самыми именитыми и заслуженными стали фотографии «Космонавт №…», «Жизнь бесконечна» — портрет армянского художника Мартироса Сарьяна с внучкой и правнучкой.


Женщина, держащая младенца на руках. Мадонна. Возможно, это один из лучших снимков в мировой фотографии на вечную тему материнства. Не случайно в начале 70-х годов прошлого века за него была присуждена одна из самых престижных фотонаград в мире – «Золотая роза».

Снимок фотохудожника Владимира Белковского  вошел в золотую коллекццию работ челябинских фотомастеров. Много раз публиковался и выставлялся.

В одном из фотоальбомов об Урале  он оказался на одном развороте со стихотворением Людмилы Татьяничевой.

Наперекор

Изменчивой молве

Художники

Прославили в веках

Не девушку

С венком на голове

А женщину

С младенцем на руках.

Девичья красота

Несовершенна:

В не нет еще

Душевной глубины.

Родив дитя,

Рождается Мадонна.

В ее чертах –

Миры отражены.

Фотохудожник никогда не рассказывал историю рождения этой фотографии,  разгадал я ее «тайну», обнаружив как-то в семейном архиве снимок, из которого ,видимо, и выкристаллизовывалась «Уральская мадонна». Скажу лишь одно: женщина на нем – в полный рост, и надо было быть истинным художником, чтобы разглядеть в снимке для семейного альбома  будущий фотошедевр.

Фотография эта со временем стала своеобразным талисманом. Уже  четыре десятилетия она живет и в квартире нашей семьи, и в Москве, в семье Николаевых, прекрасная половина которой и стала «уральской мадонной».

Да и Марина, которая когда-то «позировала» на руках своей мамы, уже давно сама стала  мамой. Мадонной. Правда, уже Московской.

Сергей БЕЛКОВСКИЙ

Избранное /Космонавт № и другие дети

 

 

С МАМОЙ НЕ СТРАШНО, фото Владимира Белковского

Лучше один раз увидеть – права пословица. Можно долго говорить о том, как лучше фотографировать детей, чтобы получился кадр, радующий и удивляющий всех, кто его увидит.

Но лучше показать такие фотографии челябинских фотомастеров, снимки, которым уже много лет, герои которых уже давно не дети, а снимки эти живут являясь образцами  в жанре «Детское фото». Одним из мастеров такого портрета был Владимир Белковский.


КРАЙ СВЕТА, фото Владимира Белковского, 60-е годы

Посмотрите их внимательно, уловите тот образ, который увидел в жизни ребенка фотограф и запечатлел его для нас уже на долгие годы. Вот космонавт, взгляд малыша устремлен в небо, а шапка напоминает шлем космонавта. Вот первая высота, а сколько высот нужно будет преодолеть этому малышу в жизни… Вот мальчишка-жаворонок, символ приближающейся весны…

УДИВЛЕНИЕ, фото Владимира Белковского

Возможно, что первоначально эти фотографии делались для себя, для семейного альбома, а оказалось – облетели многие выставки, страницы многих журналов, альбомов и газет…

КОСМОНАВТ №..., фото Владимира Белковского

Лучше один раз увидеть.

Подготовил Сергей Белковский

ФОКУСНИК, фото Владимира Белковского

Фотохудожник  Владимир Белковский .

Он был одним из тех, кто создавал, а потом долгие годы направлял Челябинский фотоклуб в мире фотографии, создав из Челябинска одну из фотографических столиц Советского Союза.

Многие челябинские фотомастера нуждались в его совете, считая Владимира Белковского энциклопедистом фотографии и избрав на долгие годы своим художественным руководителем.

Он не был профессиональным фотожурналистом, считался фотолюбителем, работал радиоинженером в НИИИТе. Своим творчеством показал и доказал, что для того, чтобы сделать снимок, который «прогремит» не обязательно ехать за экзотикой или в «горячую точку». Героями многих его известных работ были сыновья и их друзья по двору, знакомые. Одним из первых в городе мастер освоил жанр «ню» – в те годы не приветствовались  съемки  обнаженного женского тела, из-за этого фотохудожник  даже не стал вступать в партию.

Он говорил, что если спустя 20-30 лет от фотографа останется десять работ – хорошо. Главными своими снимками Владимир Белковский считал «Космонавт №…», «Жизнь бесконечна», «Уральская мадонна». За два последних он был удостоен Золотой розы – своеобразного «оскара» в художественной фотографии. Любил отдыхать на озере Кисегач и снял целый поэтический фотоальбом об этом уральском озере. Альбом готовился к печати, но почему-то не вышел. Дружил с художниками и скульпторами, писателями и артистами. К нему приносили свои первые работы будущие мастера фотографии, оценки своих работ «от Белковского» они помнят до сих пор.

Почти две недели в Центральном Доме художника москвичи знакомились с творчеством семьи Белковских: фотографиями Владимира Белковского, картинами Игоря и графикой 12-летней Насти. Было это уже в далеком 97-м году.На открытии собралось немало земляков Игоря Белковского – поэт Валентин Сорокин, автор и исполнитель песен Олег Митяев и другие известные экс-челябинцы. Появился Владимир Винокур.

Пресс-секретарь губернатора Челябинской области Павел Большаков зачитал приветственный адрес Петра Ивановича Сумина, именно он был в те годы губернатором Челябинской области. В нем говорится: «Без преемственности поколений и культуры я не представляю себе возрождения России. Три поколения художников семьи Белковских – это уникальное, оптимистическое явление в культуре нашего Отечества».

ЖИЗНЬ БЕСКОНЕЧНА, художник Мартирос Сарьян

Запись опубликована в рубрике О фотографах и фотографии, Фотонаследие Владимира Белковского с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий