«Звезды» и …бомж / интервью художника Игоря Белковского для МК

академия2Наш земляк лауреат премии «Светлое прошлое», действительный член Российской Академии художеств Игорь Белковский  скоро отметит свой 55-летний юбилей.

Одна  из последних публикаций о брате называлась: после «звезд» художник написал портрет …бомжа. С этого и начали наш разговор в Челябинске, куда Игорь с женой и дочерью Анастасией приехали в гости.

%d0%bd%d0%b8%d1%89%d0%b8%d0%b9-%d0%bd%d0%b0-%d0%b1%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b3%d1%83-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82Что нужно для счастья

— Серия «Российские звезды в домашней обстановке» сделала меня известным портретистом. И тема портретов звезд будет продолжаться. Написал после знакомства в Челябинске на «Светлом прошлом» кинорежиссера Владимира Меньшова. Никиту Михалкова хочу написать.

Что касается героев «из эстрады», то отношение к ней у меня изменилось. Это больше представители шоу-бизнеса, чем искусства. Думаю, хорошо, что во время сделал те портреты, что уже написаны мной десять и более лет назад. Сейчас вряд ли бы стал их писать.

А бомж.. Это из серии картин на социальную тему, которых после трагедии с дочерью у меня появилось уже несколько. Написал портрет  дочери в протезах. Контраст тонкой девичьей фигурки в ажурном платье и этих металлических ног. Такой портрет, наверное, будет немного шокировать публику.  Что ж, пусть видят, что есть другая сторона жизни. Поймут, что иметь руки и ноги – это уже счастье, по крайней мере, без них быть счастливым очень трудно, как и просто жить.

— Заказчики портретов – это люди обеспеченные , но кроме финансовой составляющей, нужно еще понимание ценности портрета.

— Убеждаюсь, что ценность рукописных картин возрастает с развитием различной печатной техники. Так было всегда. Когда лошадь перестала быть средством перевозки седока или телеги, она стала символом определенного статуса, ценность ее выросла. Так же и с часами – старинными, настенными, механическими. Они утрачивают свою первоначальную функцию – показывать время, для этого есть сотовый телефон, радио и многое другое, А такие часы  становятся вещью антикварной, опять же, подчеркивая определенный статус владельца. Подобная картина происходит и с живописным портретом.

Последний мой заказчик – бизнесмен, чье имя, наверное, мало кому что скажет, но он заказывает уже третий портрет. К юбилею – отца, потом маму, сейчас двойной портрет – себя с женой.  Он гордится тем, как сам мне сказал, что уже может себе позволить иметь портрет, написанный художником, который ему нравится. По его же словам – это показатель статуса.

Кстати и сто, и двести лет назад портрет, написанный маслом, был показателем статуса в обществе.

Портрет Александра Калягина, картина Игоря Белковского

Портрет Александра Калягина, картина Игоря Белковского

Для фантазии нужно другое место

— Часто на портретистов «нападают» за то, что их работы напоминают фотографии, что они слишком похожи на оригинал. Сталкиваться с этим приходится и самому.

— Портрет  конкретного человека, написанный с вольной творческой фантазией, — это не портрет в классическом смысле. Самовыражаться можно в любом жанре. Но не тогда. когда речь идет о заказном портрете. Надо уважительно относиться к портретируемому, это, во-первых. Фантазии здесь могут быть только в композиции, выборе фона, каких-то элементов интерьера. А что касается лица человека, даже рук, то чем тщательней это написано и выписано, тем ценнее для заказчика.  Даже самый большой любитель авангарда, если его самого написать в таком же абстрактной манере, вряд ли оценит такой портрет и работа будет принята.

С воробьем не угадал

— Вспомню такой случай. В общении с Александром Калягиным обратил внимание на выразительные жесты руками, пальцами. Это подсказало появление в его портрете стакана воды, на котором сидит воробей. В этом было что-то мистическое, загадочное . Но это в реалистическом портрете герою картины  не понравилось: а что здесь воробей делает… В результате воробей «улетел» из картины. Это еще раз подтверждает – фантазии, когда пишешь портрет не для себя, а для конкретного заказчика, недопустимы. Смысла нет писать так, как не понравится заказчику.

медаль академии2Академики с Урала

— Академиков из Челябинска было немного. Вспоминается скульптор Лев Головницкий, чьи памятники «Орленок», Ленину на площади Революции и Танкистам-добровольцам хорошо знакомы каждому челябинцу, а «Тыл-фронту» каждому магнитогорцу.  Помнишь встречи с ним в детские годы, когда наш отец много общался с Львом Николаевичем и часто брал нас с собой к нему в мастерскую.

— И как-то даже вместе отмечали Новый год. Попробовали «картошку по-головницки» — разрезалась вдоль пополам и запекалась на протвинях в духовке. Срезанная сторона коричневела, надрезалась и туда клался кусочек сливочного масла. Было очень вкусно и нигде такого тогда просто не ели и не встречали.

2-сОстались, конечно, и другие детские впечатления от встреч с Головницким.  Он был великолепным мастером графики. Помню и его советы  мне, касающиеся рисования, когда он сам показывал мне, как нужно правильно класть штрихи на бумагу, чтобы это лучше выражало форму того, что ты рисуешь. Это все осталось в памяти. Так же, как уроки в мастерской Анатолия Николаевича Ладнова, челябинского живописца. С ним меня тоже познакомил отец и класса с пятого, Ладнов давал мне уроки в своей мастерской, совершенно бесплатно. Могу сказать, что то, что заложили эти два человека – в первую очередь Ладнов и Головницкий, несомненно сказалось на выборе мной профессии художника-живописца.

Золотой дождик, картина Игоря Белковского, 1978 год

Золотой дождик, картина Игоря Белковского, 1978 год

След «Золотого дождика»

Перед разговором брат с интересом листал, подаренный ему альбом «Челябинск глазами художников», где есть и его юношеская работа «Золотой дождик»

— Этюд «Золотой дождик» был написан с натуры из окна.  Эта работа стала первой в моей жизни коммерческой работой – то есть проданной с выставки. Купил ее студент для своей девушки к дню рождения. За пятьдесят рублей – немалые тогда деньги. Тогда впервые понял, что на живописи можно еще и что-то заработать.

Позже в память об этой проданной маленькой работе сделал второй увеличенный вариант юношеской картины, который висит у меня в мастерской, напоминая и о юности и о родном городе. А будет выставка в Москве – увидят челябинский сюжет и москвичи.

Гжель натюрморт-сГжель, Хохлома и каслинское литье

— Картины из серии о народных промыслах России – Гжель. Хохлома – неоднократно выставлялись, в том числе, в Кремле в администрации президента. А есть и на Южном Урале замечательные промыслы – каслинское литье, златоустовская гравюра. Могли бы они стать героями такой серии, продолжить ее.

— Изделия каслинского литья, думаю, были бы выразительны в живописи. Если найдется заказчик для такой картины, она появится, думаю, в жанре натюрморта.

— К юбилею делается обычно выставка. Есть она в планах?

— Хочется сделать больше новых работ и уже тогда сделать выставку. Кстати, в этом году 260 лет отмечает Российская Академия художеств. Готовится альбом, где должно быть и несколько моих картин, написанных в последние годы. Это будут картины на крымскую тематику и на социальную.

ИБ живопись-сВпереди планеты всей

— О чем говорили на собрании Академии, что тревожит в современном искусстве?

— Очередное собрание Академии было в этом году, проводится раз в пять лет. На нем тревогами поделился президент академии Зураб Константинович Церетели. Большую часть своего выступления он посвятил сохранению реализма в живописи в России. Отметил, что наблюдается проблема профессионального упадка. И что отношение к реализму, которое всегда было свойственно русскому искусству, меняется у молодежи под влиянием разных западных веяний. Подчеркнул, что в живописи именно реализмом Россия может быть сильна в мире.

Недавно ушел из жизни Илья Сергеевич Глазунов, как бы не относились к его творчеству, нужно отметить, что с точки зрения академической живописи он, создав академию, сделал большое и важное дело, чтобы сохранять реализм в современной российской живописи.

Несколько лет назад был на «открытых дверях» в суриковском институте, который сам заканчивал. Поразило, что уровень мастерства студентов сопоставим был с уровнем в художественном училище. Но суриковский должен быть намного сильнее. И это, конечно, тревожит. Хотя, как шутят мои коллеги: чем меньше хороших художников, тем больше шансов для нас…

%d0%b4%d0%b5%d0%b2%d0%be%d1%87%d0%ba%d0%b82%d1%81— Возвращаясь к современному портрету. В интернете множество объявлений – портрет по фотографии. Без фотографии никак?

— Если говорить о героях моих портретов, то сами понимаете, времени часами сидеть и позировать художнику у них нет. Поэтому делаю фотоэтюды, делаю их обязательно сам, не беру готовые фотографии. И дальше работаю в мастерской.

С тревогой стоит говорить вот о чем. Есть случаи. когда  распечатывают на ткани фотографию, раскрашивают ее масляными красками и отдают заказчику как готовый живописный портрет. К сожалению, такими «фокусами» начали заниматься даже художники с хорошим образованием. Наверное, и такое может иметь место. Но об этом нужно сразу с заказчиком договариваться «на берегу» и стоимость такого «произведения»  не может конкурировать с написанным портретом. И тогда сам заказчик решит – нужна ему такая работа или нет, потому что, на мой взгляд, подобный  портрет никакой  уж точно художественной ценности иметь не может.

%d0%b4%d0%b2%d0%be%d0%b9%d0%bd%d1%8f%d1%88%d0%ba%d0%b8Поэтому, когда мы с заказчиком обсуждаем ход работы над портретом, говорю и про такую опасность для желающих сэкономить. Для большинства это оказывается шоком. Сам я сейчас фиксирую разные стадии работы над портретом, снимаю, как изображение на холсте меняется неделя за неделей – белый холст, вот рисунок на нем, вот первый слой красок. И так далее – этап за этапом. Таких этапов просто не будет, если делаешь портрет на печатном холсте с фотографией.

22 сайтКитайцы выбирают лучшее

— Кстати, несколько раз ко мне в мастерскую приезжали галеристы из Китая. И когда что-то приобретали, снимали и на фото и на видио – и художника рядом с картинами, которые они приобретают, и мастерскую. Это нужно им, чтобы показать потом, что они были действительно у данного автора и что приобрели картины «из первых рук». Таково, видимо. было требование заказчика.

Китайцы, кстати, по крайней мере, пока, интересуются русской реалистической живописью. Среди приобретенных у меня картин были и с «челябинскими следами»  — купальщица, где изображена была челябинская девушка, позировавшая мне для нескольких картин.  И старинные книги, с которыми я познакомился в публичной библиотеке благодаря тогдашнему заведующему сектором редких книг Александре Григорьевне Завриной. Общение с китайскими галеристами меня удивило тем, что в живописи они разбираются и выбирают лучшее.

Сергей Белковский

Запись опубликована в рубрике Художник, что рисует звезды, Художник-портретист с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий