Восьмой. Избранное / заметки по ходу и на полях фотофестиваля в Челябинске

13сКто тренировался ремеслу фотографии на Джинне Лоллобриджиде . Кто учил видеть кадр челябинских мастеров. Будут снимки – будут и воспоминания. Хорошая фотография – та, в которой кроется больше, чем видим в кадре. Об этом и о другом, связанном с жизнью и фотографией, в этих заметках. Сделанных «по ходу» и на полях челябинского фестиваля фотографии.

Челябинск – Прага

Мразкова4Есть знаменитое выражение: жизнь состоит из случайностей, некоторые из которых мы стремимся превратить в закономерности. Вспомнил его не случайно.

Такой услышал разговор:

— Если бы Сергей не нашел меня в Праге этим летом, то я бы не была сейчас здесь, у вас.

— Если бы не Вы и не этот журнал, то возможно, и не было бы такого Сергея в фотографии.

Так ответил четырежды обладатель «Золотого глаза» в фотографии знаменитый челябинский фотограф Сергей Васильев.

мразкова3Нынешний «Фотофест» запомнится его участникам и войдет в историю уральской фотографии уже одним этим — что его гостем стала Даниэла Мразкова. Персона — из мировой фотографии. Главный редактор в течение нескольких лет знакового и даже культового для советских фотографов издания «Ревю фотографии». В 60-70 годы это издание было «окном в Европу» для любителей фотографии, задавало вектор развития репортажной и художественной фотографии в Советском Союзе и Европе.

— Владимир Белковский, бывший неформальным художественным лидером городского фотоклуба считал, что фотодвижение развивалось активно и результативно во многом благодаря этому журналу, — вспоминает Евгений Ткаченко, журналист и многолетний председатель Челябинского городского фотоклуба.

— Мне посчастливилось работать в фотожурнале в золотой век фотографии, – скажет на творческой встрече в челябинском музее Даниэла Мразкова. – это были 60-70 годы прошлого века. Тогда фотографы и поэты определяли многие вещи в духовном развитии общества. Сейчас этого нет. Сейчас нет и подобного нашему «Ревю» журнала. Нет не только в Европе, но и в мире. Нет изданий, которые относились бы к фотографии, не как к рекламному носителю.

И еще Мразкова заметит:

— Никогда не думала, что в моей жизни будет такое – меня пригласят на Урал фотографы и я приеду. Спасибо Сергею Васильеву, что летом меня нашел в Праге и пригласил в Челябинск. И директору музея Владимиру Богдановскому,  что помог организовать эту встречу с вами.

Участники Фотофестиваля познакомились с экспозицией в жанре «книга на стене» — 25 разворотов из номеров «Ревю фотографии» разных лет, с цитатами из статей. Возле одного такого стенда экспозиции сфотографировался и я на память – речь шла о снимке моего отца «Космонавт №…» и марки, выпущенной по нему в ГДР.

То же не по сценарию, а по велению души, сделали фотографию на память – с чешской гостьей в кадре оказались те, кто когда-то был у нее в редакции в Праге. Евгений Ткаченко, Сергей Васильев, Юрий Ермолин. К ним мог бы присоединиться Игорь Лагунов. А еще все желающие, у кого сохранились в семейном архиве номера чешского фотожурнала, смогли получить автограф у легендарной гостьи.

— Для многих в Советском Союзе издаваемый Мразковой, а до нее Вацлавом Иру журнал был незаменимым источником художественного фотографического образования, – отмечает директор Государственного исторического музея Южного Урала Владимир Богдановский, — В семидесятые годы все профессиональные фотографы мечтали публиковаться в Revue Fotografie. С его страниц брали уроки, в том числе, и челябинские фотографы,  в таком жанре, как НЮ – съемка обнаженной натуры.

—  Я вырос в фотографической семьи, поэтому на журнале «Ревю фотографии» конца 60- начале 70-х годов воспитывался, – скажет еще один главный гость фотофестиваля руководитель фотослужбы издательского дома «Коммерсантъ» Павел Кассин, — Мечтал встретиться с людьми, делавшими легендарный журнал. И такая встреча сейчас, в Челябинске, у меня произошла, чему я, конечно, очень рад.

Об образе жизни и ценности «Огонька»

 9сНа Фотофесте прошла творческая встреча с директором фотослужбы новостей издательского дома «Коммерсантъ» Павлом Кассиным. Длилась она больше часа, сопровождалась показом снимков из архива «Огонька» и «Коммерсанта». Вот несколько фрагментов разговора с тем. Кто во многом сегодня определяет вектор репортажной фотографии в России.

О фотослужбе: Это уникальное ядро издательского дома «КоммерсантЪ», которое обслуживает все нужды в иллюстративном материале Дома. Дом был основан в 90-м году. Вырос, развился и стал одним из ведущих в стране. В себя он включает — ежедневную газету «Коммерсантъ», так же недавно приобретенный журнал «Огонек». Кстати, о стоимости фотографии. Когда решался вопрос о цене этого некогда очень популярного  издания, то сошлись на том, что его стоимость – это стоимость фотоархива «Огонька». Выходит несколько журнальных приложений на разные темы. Есть сайт. Наша фотослужба обеспечивает все эти издания иллюстративным материалом.

Нет специализации у фотокорреспондентов. Это принципиально. Сегодня человек может снимать Путина. А завтра – жизнь бомжей.

О себе: Мне 53 года. В 87-м году пришел в «Московские новости», в то время это издание было одним из главных рупоров перестройки. До 90-го года там активно работал. Потом меня пригласили  в журнал «Шпигель». Далее в зарубежных изданиях проработал двадцать лет. Потом преподавал в МГУ и уже оттуда пришел в издательский дом «Коммерсантъ». Последние четыре года здесь возглавляю фотослужбу.

18-комерсО выставке: Несколько слов хочу сказать об экспозиции, которую могут увидеть челябинцы в Музее истории Южного Урала. Это пятьдесят снимков, отобранных за последние три года. На сайте ежегодно мы отбираем около стал лучших работ за год. Из них и составлена привезенная на Фотофестиваль экспозиция «Война и мир».

О стиле фоторепортеров «Коммерсантъ»: Принципиально в 90-е годы появились эти правила к снимкам в «Коммерсанте» — ломать стереотипы советской партийной журналистики. Появились новые ракурсы, которые были раньше просто невозможны в печати. Нас нередко упрекают за то, что в снимках «Коммерсанта» присутствует не только ирония, но и могут быть элементы некой карикатурности. Усмешки над изображаемым лицом. Всем ли это и всегда ли нравится? Нет, конечно. Приходится отвечать на гневные звонки. Причины недовольства бывают разные. Среди распространенных – в кадр попадают известные персоны с любовницами. Что на это сказать. Сами должны понимать —  чтобы не попасть в такое положение, просто не нужно  в таком «составе» появляться в публичных местах и на мероприятиях.

Совет молодым фотографам: Еще и еще раз подумать о своем выборе. В советское время, считаю, фотограф мог прокормить себя гораздо проще, чем сейчас. Очень большая конкуренция сегодня,  рынок сужается, изданий становится все меньше. Считаю, что фотографией нужно заниматься сейчас, если без этого не можешь обойтись. Это скорее не профессия, а образ жизни.

На выставке, представляющей снимки репортеров «Коммерсанта» много работ, которые можно считать репортерской удачей. Поинтересовался у известного челябинского журналиста Евгения Ткаченко – какой снимок ему особенно запомнился?

— Это работа, в  которой Путин, Лукашенко и Порошенко. Мог бы быть обычный протокольный кадр. А получился репортерский шедевр, в котором много смыслов. Это настоящая удача.

А когда спросил у Даниэлы Мразковой – какую фотографию она считает для себя настоящей и стоящей:» Хорошая фотография – та, в которой кроется больше, чем видим в кадре».

Тренировался ремеслу фотографии на Джинне Лоллобриджиде

7сВстречу с Даниэлой Мразковой можно назвать ностальгической для многих фотографов старшего поколения. Сред выставок, открывшихся в дни фотофестиваля, была особая. Фотографии на ней для многих людей станут ностальгическими, хотя изображены на них люди из далекой страны – Италии и из особого мира, отделенного от обычного экраном. Из мира итальянского кино. Дело в том, что итальянское кино 50-60-х годов было хорошо знакомо советскому зрителю и любимо им. Имена актеров знали наизусть и фотографии любимых кинокрасавиц вырезали из журналов – Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, Клаудия Кардинале, Моника Беллуччи, Джульетта Мазина… Их имена знали не хуже, чем звезд советского кино. И кинофильмы тогда смотрели не на экране компьютера и не по телевизору, а на большом экране в кинотеатре. А поход туда всегда был событием, поэтому-то эти фильмы остались в памяти людей, поэтому напоминание о них с помощью фотовыставки станет ностальгическим. «Viva l’Italia. Итальянское кино в объективе Анджело Фронтони». Кстати. он был самоучка, дебютировал фотопортретами Джины Лоллобриджиды.

По-соседски. Показали и подсказали

Речь об экспозиции  «БАШКОРТОСТАН ГЛАЗАМИ ДРУЗЕЙ». У этой выставки серьезная задача: международная акция «Башкортостан. Природа. Человек. Культура» проводится с 1990 года и направлена на  развитие культуры и искусства Республики Башкортостан. Служит  мониторингу экологии, внедрению культуры организованного туризма,  популяризации национальных парков, заповедников, природных и исторических памятников, сохранению народного творчества, традиций, обрядов, популяризации брендов республики.

Эти бренды — праздник «Сабантуй», «Башкирский мед», «Башкирский кумыс», «Башкирская лошадь», «Башкирские народные промыслы».

Кстати, первым председателем оргкомитета Акции был сегодняшний Глава Республики Башкортостан  Р. З. Хамитов.

За время проведения Акция превратилась в один из эффективных способов сделать республику более узнаваемой в мире. Центральным событием ее  является фототур по Башкортостану,  для участия в котором приглашаются фотомастера России, ближнего и дальнего зарубежье. Увидев своими глазами Башкортостан, прочувствовав его особенности и колорит, запечатлев яркие моменты на камеру, они , как правило, доносят потом свои впечатления до жителей своих регионов и стран, знакомят их с Башкортостаном.

Большой вклад в  популяризацию проекта «Акция «Башкортостан. Природа. Человек. Культура»  внесли первый  и  сегодняшний руководители Союза фотохудожников России А.И. Баскаков и Ю.М. Батурин.  В 2014 году Акция «Природа. Человек. Культура» получила высокое признание – стала дипломантом Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный лучник» в номинации «Лучший проект в области развития и продвижения территорий».

В экспозицию  выставки «БАШКОРТОСТАН ГЛАЗАМИ ДРУЗЕЙ», проходящей на международном фестивале «Фотофест — 2017»   вошли   работы участников Акции разных лет, дающих   многокрасочную мозаику под названием — БАШКОРТОСТАН.

Оргкомитет Акции выразил благодарность Государственному историческому музею Южного Урала за помощь в организации и проведении фотовыставки в Челябински.

А еще данная опыт данной акции и выставка в Челябинске подсказала то, что, по сути, летает в воздухе фестиваля. Ситуацию, когда в Челябинске собираются десятки фотографов из разных мест России можно и нужно использовать для подобной акции. Предоставить им возможность снимать яркие события и места нашего города, чтобы это все потом работало на интерес к Челябинску, как это делают наши соседи по Большому Уралу.

Кстати, в один из дней фестиваля в Челябинске, в России проходил день фотосъемки для проекта «Один день России». Его итогом станет фотокнига. Участником его был и челябинский фотограф Игорь Лагунов, снимавший знаменитый цех на челябинском трубопрокатном заводе.

Экологическая остановка на Кировке

эко3-сПешеходная улица Кировка в Челябинске давно стала одним из самых фотогеничных мест города. Здесь любят фотографироваться – возле бронзовых фигур. А еще – это место, где встречается фотограф и зритель. Речь – о традиционных экспозициях под открытым небом – возле салона «Каменный пояс» и  в арке дома №165.

В сентябре здесь расположилась выставка, составленная из работ областного конкурса «Экология Южного Урала».  Красота и уязвимость природы  показаны почти семидесятью  авторами. Здесь и фотофиксация того, за что наш край и город относят к числу самых грязных мест в России и даже на Земле. А рядом с такими пейзажами – совсем иные. На них — озера и уголки Южного Урала, где хочется побывать, хотя бы однажды и куда захотеть вернуться снова и снова. Одним словом, экология Южного Урала – «страна» контрастов.

Будет у вас дорога по Кировке, остановитесь, чтобы посмотреть на тот мир природы, который нас окружает и на то, что человек сделал с ним. Стоит остановиться, оглянуться. Фотографии предлагают нам это сделать.

Истоки и традиции

1сБез преувеличения Челябинск можно назвать городом с фотографическими традициями. Заложены они были основателями и первыми участниками ЧФК – Челябинского городского фотоклуба, основанного в декабре 1959 года при областной газете «Челябинский рабочий».

— Кстати в следующем году исполнится 40 лет, как в Челябинске был проведен Всесоюзный фотофестиваль. Было это в 1978 году и подобное фотографическое событие роизошло впервые в стране. – говорит ветеран челябинской фотографии. председатель ЧФК Евгений Ткаченко.

«Фотофест» стал продолжением этой традиции уже в новой России.

И вот уже в восьмой раз Челябинск принимал гостей со всего Южного Урала, а также из Москвы, Санкт-Петерубрга, Кургана, Башкирии, Азербайджана и Чехии.

На площадках «Фотофеста» открылось несколько выставок  — экспозиция «Война и мир» издательского дома «Коммерсантъ», выставка-ретроспектива журнала Revue Fotografie (Чехия), работы фотографа Анджело Фронтони, посвященные итальянскому кино, совместный проект «Содружество» Челябинского и Башкирского региональных отделений Союза фотохудожников России, экспозиция «Человек и природа», посвященная Году экологии.

16сТаковы важные акценты прошедшего фотофестиваля в Челябинске.  Думаю, есть они — свои и у каждого из участников фестиваля. Есть таковое и у меня – на встрече в музее фотографии у Сергея Васильева с Даниэлой Мразковой показал ей номер журнала, в котором на нескольких страницах был ее рассказ о моем отце, Владимире Белковском  и его снимках. Она узнала эту публикацию. «А на этом снимке – я в детстве».

— Какая трогательная встреча, — произнесла гостья из Чехии.

Сергей Белковский

Фото автора

Рубрика ЭКОТОВАРЫ В ЧЕЛЯБИНСКЕ — удивительная «полка»

7 летВНИМАНИЕ, клиентов отдела ЭКОЛАЙФ в Челябинске.
В «Молнии» ни Труда из-за ремонта в ТЦ отдел ЭКОЛАЙФ переехал на ВТОРОЙ ЭТАЖ.
Ждем ВАС на ВТОРОМ ЭТАЖЕ торгового комплекса МОЛНИЯ по Труда, 166.

Сколько новых, диковинных для нашего города товаров открыто и успешно внедрено в наши дома, жизнь, обиход.
Рубрика ЭКОТОВАРЫ В ЧЕЛЯБИНСКЕ — специальная «полка» нашего сайта, где размещаются материалы о новых товарах, поступивших в отдел Эколайф. Здесь можно больше узнать о товарах, за которыми вы собираетесь  в отдел Эколайф.

Чтобы поиск таких материалов, а значит и товаров был более удобным, ДВЕРЬ к заветной ПОЛКЕ теперь будет постоянно здесь. Достаточно нажать на ссылку, чтобы войти в рубрику ЭКОТОВАРЫ В ЧЕЛЯБИНСКЕ.

Запись опубликована в рубрике О фотографах и фотографии, Фотограф-портретист с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий