БЕЛКОВСКОМУ «ЗАКАЗЫВАЮТ» ЖЕН

Игорь Белковский с братом Сергеем в клубе "Гармония", Челябинск

Игорь Белковский с братом Сергеем в клубе "Гармония", Челябинск

Журналисты «Вечерки» встретились с одним из самых известных портретистов современной России Игорем Белковским
в весьма необычной для интервью обстановке фитнес-клуба «Гармония». Небольшую выставку своих работ мастер устроил прямо в спортивном зале — пропагандирует здоровый образ жизни.
Но самой большой неожиданностью для нашего корреспондента стала профессиональная похвала художника.

Женский портрет кисти Игоря Белковского

Женский портрет кисти Игоря Белковского

МОДА НА ПОРТРЕТЫ

На свою родину, в Челябинск, Белковского привела работа. Художник уже более 20 лет живет в столице. Там ему позировали Владимир Винокур, Иосиф Кобзон, Павел Буре, Лев Лещенко, Маша Распутина, Наташа Королева, Филипп Киркоров, Игорь Николаев, Олег Газманов, Дмитрий Харатьян и многие другие звезды эстрады, кино и спорта, а также представители бизнес-элиты. Дорогой портрет, написанный рукой известного мастера, стал атрибутом вершины успеха и благополучия. Два челябинских коммерсанта (их фамилии держатся в секрете) «заказали» Белковскому своих супруг.
— Очень рад, что и в Челябинске, наконец, появилась для меня работа, — делится художник. — Раньше только в Москве находились заказчики, а теперь по всей России езжу. Портрет стал востребованным в основном среди бизнесменов. Они заказывают портреты своих друзей и любимых женщин в качестве подарков. Сейчас у обеспеченных людей очень модно дарить коллекционное оружие и эксклюзивные картины.
— Игорь, а почему вы назначили встречу в фитнес-клубе? Какая связь между спортом и искусством?
— Спорт необходим для поддержания в тонусе тела, искусство же питает душу. Если соединить то и другое, получится… гармония. Я за здоровый образ жизни. Знаете, сколько художников спились, загубили талант и превратились в бомжей?! Нужно учиться на чужих ошибках. В Москве я постоянно посещаю фитнес-клубы. Подумал: почему бы и в Челябинске спортом не заняться, раз есть такая возможность? Может, для кого-нибудь стану примером.
Кстати, художник предстал перед нами в спортивном одеянии: на майке красовался качок с лицом… Винокура.
— Эту футболку мне сам Винокур подарил, — отметил Белковский, заметив наши улыбки. — Он, кстати, был первым из знаменитостей, чей портрет я нарисовал. Благодаря ему у меня появилось много других клиентов, обо мне узнали. А рисунок на футболке действительно веселый. Все улыбаются, когда видят меня в этой одежде.

Женский портрет кисти Игоря Белковского

Женский портрет кисти Игоря Белковского

КОНКУРС РИСУНКА

От слов к делу. Чтобы стать для кого-то примером, Белковский вместе с журналистами посетил занятие йогой. Художник честно признался, что гибкость у него никакая, но не стеснялся позировать перед камерой. Кажется, ему даже понравилось.
Потренировав тело, занялись душой. Привить журналистам любовь к искусству Белковский решил с помощью конкурса рисунка. Нам раздали фломастеры и чистые листы. Автор тренинга «Гармония» Александр Святов согласился позировать. Через 15 минут ему предоставили пять портретов. Ну конечно, «портреты» — это громко сказано, скорее это были шаржи. Журналисты оправдывались: мол, ничего в своей жизни, кроме смайликов, не рисовали. Перед Белковским стояла воистину трудная задача — выбрать лучший рисунок. Взгляд профессионала сразу же упал на мой «шедевр».
— Вот это совсем неплохо! — оценил мастер. — И сходство портрета с оригиналом видно сразу, и состояние души передано — вон какая довольная улыбка изображена на рисунке!
Александр Святов тоже улыбнулся и стал действительно похож на портрет. А мне Игорь Белковский подарил свой альбом, выпущенный к выставке «Российские звезды», с пожеланием «неиссякаемого творчества». Но самым главным подарком стало эксклюзивное интервью. Тут-то мы и раскрутили мастера на секреты популярности.

Женский портрет кисти Игоря Белковского

Женский портрет кисти Игоря Белковского

КАК СТАТЬ ИЗВЕСТНЫМ ХУДОЖНИКОМ

Совет 1. Больше общаться с клиентами.
— Как с журналистом, так и с художником человек раскрывается. С художником даже в большей степени. Мне мои клиенты рассказывали такое, чего о них не знает никто другой. Когда рисую, никогда не запрещаю позирующему разговаривать. Более того, беседа помогает понять клиента, а значит, и изобразить его таким, какой он есть на самом деле. Для меня, например, стало открытием, что Леонид Якубович, весельчак и балагур на сцене, в жизни очень хмурый человек. Да и принцип моей работы таков, что я пишу портрет до тех пор, пока не начинаю «слышать» с холста голос человека. Созданию портрета всегда предшествуют переговоры по телефону, которые обычно длятся более месяца. И этот период — самый важный для меня, помогающий многое узнать о человеке.
Недавно рисовал супругу одного бизнесмена. Она пригласила меня в ресторан, так сказать, на романтическое свидание. Я вначале опешил: «Зачем это нужно?» Проблем с ее мужем мне совсем не хотелось. Но женщина объяснила, что ей важен не только сам портрет, но и красивая история, которая будет предшествовать его созданию. Познакомились, пообщались, в результате я нарисовал ее такой, какой она сама себя ощущает.

Женский портрет кисти Игоря Белковского

Женский портрет кисти Игоря Белковского

Совет 2. Прислушиваться к желаниям клиентов.
— Мне приходилось перерисовывать голову на портрете Кобзона. В первоначальном варианте голова была немного наклонена набок, но клиент, увидев портрет, сказал, что не воспринимает себя таким. Действительно, Кобзон — твердый, прямой человек. Задачка была не из легких: оставить все как есть, изменив только положение головы. Пришлось потратить на эту работу около месяца. А Газманов обиделся из-за нарисованной над носом характерной складочки. Со словами «Зачем ты это сделал? Я же красивее!» он принялся показывать мне пачки своих фотографий, снятых где-то на море, на которых и лицо-то рассмотреть было трудно. С тех пор морщин никому не рисую.
Самые капризные клиенты — женщины. Когда я писал Машу Распутину, она сразу предупредила: «Игорь, если вы не нарисуете меня красивой, я вас просто убью!» Часто дамы просят изобразить их лет на пять, а то и на 20 моложе. Я с ними соглашаюсь, ведь портрет — это не фотография, он отображает не какое-то единичное мгновение, а внутреннее состояние человека. Портрет, в отличие от снимка, живет более века.

Женский портрет кисти Игоря Белковского

Женский портрет кисти Игоря Белковского

Совет 3. Отличаться от других художников.
— Шилов отличается от Глазунова, Глазунов — от Никаса Сафронова, а я не похож на этих известных художников современности. У каждого из нас свой стиль, а клиенты по большей части общие. Шилов, например, прорисовывает все до мелочей: каждую бородавку, морщинку, даже жилки в глазах. Конечно, такой портрет не каждому понравится, но таков стиль у этого художника.
Совет 4. Уметь «продаваться».
— «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать…» Искусство всегда было коммерческим. Даже «Джоконду» и «Бурлаков на Волге» рисовали по заказу. Не нужно стесняться набивать себе цену. Например, постер моей картины стоит 40 долларов, а тот же постер с моим автографом — 400 долларов. Цена настоящей картины — шесть — восемь тысяч долларов.
Недавно несколько моих картин купили китайцы. Они всегда берут живопись оптом, но при этом так торгуются, что не замечаешь, как отдаешь свои работы по предельно низкой цене. У китайцев есть одна психологическая уловка: они приходят к тебе, в отличие от других покупателей, сразу с деньгами, точнее с чемоданом денег. Кстати, китайцы оказались привередливыми клиентами. Например, им понравилась картина, на которой изображены розы, растущие вдоль забора. Попросили перерисовать то же самое, но только без забора, так как у него острые углы, а такую картину согласно фэн-шую нельзя повесить дома. На другой картине попросили перекрасить пионы из белого в желтый цвет, так как они считают, что белый — это цвет смерти.
А вообще есть много талантливых художников, которые пишут интересные картины, но, к сожалению, большинство из них не обладает теми пробивными качествами и даже определенной наглостью, которой, как правило, в избытке у дилетантов.


Совет 5. Не дать сгубить себя богемной жизни.

— Я уже говорил, что знаю многих художников, которые спились, загубили свои таланты и превратились в бомжей. Их сгубила богемная жизнь. Конкретный пример — художник по фамилии Васильев. Он первым вышел рисовать на столичный Арбат, как бы возглавил «клан» уличных портретистов. За это его прозвали Вождь. Я был свидетелем начала его карьеры. Первое время люди шарахались от Васильева, но вскоре к нему стали выстраиваться очереди, клиенты записывались на определенный день и час.
Недавно я встретил Васильева на Арбате и с трудом узнал в нем былого художника. Передо мной стоял бомж в рванье и с подбитым глазом. В руке он держал маленькую папочку с листами бумаги и огрызок карандаша. Сейчас Вождь зарабатывает тем, что встает в нескольких метрах от художника, рисующего чей-либо портрет, тоже рисует, а потом предлагает купить свою работу за копейки. Что случилось с этим человеком? Попросту спился.


Совет 6. Вкладывать в картины свою энергетику.

— Картина — это не просто коммерческий заказ, это всегда творчество, часть художника. И если эту часть самого себя художник забыл или поленился вложить, клиент всегда это поймет. Такую работу никто не купит, даже человек, ничего не смыслящий в искусстве. В чем секрет притягательности «Квадрата» Малевича? В энергетике полотна. Я слышал от многих людей, что от картин Шилова болит голова. Ходишь по его выставке, а полотна из тебя словно энергию высасывают.
Вот вы подумаете: специально критикую конкурентов. Да, между художниками скорее сопернические, напряженные отношения, нежели дружеские. Но критика — это та же реклама. Уверен, что после того, что я рассказал про картины Шилова, многие захотят их увидеть.
Совет 7. Заниматься саморекламой.
— Думаете, что в истории про отрезанное ухо Ван Гога все правда? Это всего-навсего легенда, которая сделала художника известным. Таким приемом воспользовались и многие сегодняшние знаменитости. Самый яркий имидж из современных художников, пожалуй, у Никаса Сафронова. Этот человек просто поставил себе цель стать известным. Он яркий, пафосный, постоянно виден на ТВ. И самое главное в его образе — это фраза, которая всюду сопровождает его появление: «Знаменитый художник!» Одна женщина мне говорила: «Буду покупать картину у Сафронова. Правда, его работ я не видела, но уж больно человек интересный». Моя же реклама — это, собственно, мои полотна. А еще клиенты, которым понравились мои работы, советуют обратиться ко мне своим знакомым. Как говорится, лучшая реклама — это рекомендация друга.
Совет 8. Работать, работать и работать!
— Важно как можно раньше понять, кем именно ты хочешь стать. И если уж выбрал путь художника, нужно рисовать, рисовать и еще раз рисовать. С профессией я определился уже в четырехлетнем возрасте. Тогдашние мои рисунки были абсолютным абстракционизмом. Возьму листок, накалякаю что-то и несу показывать родителям: вот дом, а это машина. Они не видели ни дом, ни машину, чему я искренне удивлялся. Еще учась в школе, я нашел себе наставника — художника Анатолия Николаевича Ладнова — и стал ровно три раза в неделю ходить к нему в мастерскую. Стоял рядом, смотрел, как он рисует, учился. Как говорил наш профессор в институте: «Работайте — и у вас все будет».

Подготовила Ирина МАКСИМОВА.

«Вечерний Челябинск» 26.04.2006

Запись опубликована в рубрике Художник-портретист с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий